Журнал

В Черногорию на шоссейнике

Наш друг, эстет и серьезный человек Александр Баранчиков в прошлом году колесил по Черногории. Стоит на месте, все в порядке. Благодарим его за потрясающий отзыв. Читайте, делитесь, комментируйте и планируйте ваши путешествия. А в его Strava можно посмотреть отдельные заезды по стране с описанием каждого из них.



Для меня Черногория — это горки высотой 1500+ метров, растущие практически из пляжа. А значит, возможность часами карабкаться вверх без кислородного дефицита, а бонусом: красивые виды с верхушек и либо купание в море, либо плоские заезды по побережью для восстановления.

Как сама Черногория, так и три из четырех соседних стран — Босния и Герцеговина, Албания, Сербия, но не Хорватия — пускают к себе с российским паспортом без виз. Так что при желании можно легко расширить географию катания.

В Черногории есть два основных города по центру, Подгорица и Никшич, а все остальные заметные городки расположены либо на побережье (большинство), либо наоборот, максимально далеко от него, на сáмой границе с Сербией (всего несколько). В последних я не был и, насколько понимаю, там туристов и не ждали.

Я искатал всё побережье с заездами и в Подгорицу с Никшичем. Всего получилось около 1500 км пробега, но без дублирования было бы, наверно, меньше тысячи. Суммарный набор — ровно 20 000 м, то есть примерно 1,4 % среднего градиента в сумме. Не много и не мало, так как есть и относительно плоские маршруты, и категорийные подъемы с 20-процентными стенками.

Моя тепловая карта — от границ с Хорватией и Боснией на западе до Албании на востоке

В стране два основных аэропорта — в Подгорице и Тивате. Прилетать можно в любой из них, трансфер на машине в любом случае должен быть не очень долгим (особенно если не попасть в пробку, которые случаются в высокий сезон).

Главный минус катания в сезон — сухая жара, из-за которой пот испаряется слишком быстро, не успевая охладить тело. Я неплохо переношу жару на велосипеде, но в августе ехать в горки порою было тяжко. Рекомендовал бы фляги побольше и пополнять их при любой возможности — иногда хочется лить прямо на себя.

Качество асфальта в стране в целом неплохое, но и не без исключений. Водители весьма вежливые и внимательные, тут у меня никаких проблем не было. Остановиться советую в одном из следующих городков (в порядке приятности лично мне и с моими субъективными комментариями).

Ко́тор и его окрестности — самое красивое место в стране, объект Юнеско. Живописная бухта с отличным плоским асфальтом и удобные заезды на видовые серпантины. Как альтернатива — расположенный неподалеку Ти́ват. Его марина, Порто Монтенегро, — это с большим отрывом самое гламурное, что есть в Черногории. Большие яхты, монобрендовые бутики и спешелти-кофе.

Кофе не черный, но хотя бы носки белые

Пе́тровац — приятный городок, расположенный прямо в центре побережья. Отсюда примерно одинаково удобно ехать до любого примечательного места Черногории (кроме Никшича), если есть желание объехать побольше. Как альтернатива — соседний Све́ти-Сте́фан. Меньше инфраструктуры, зато вайб хорошего дома отдыха с соснами и ухоженными пляжами.

Свети-Стефан — спокойное место для семейного отдыха

У́лцинь — если вам хочется шумной ночной жизни с нотками туристической Турции. Как и Хе́рцег-Но́ви, этот городок расположен ближе к краю побережья, так что ездить по стране от обоих не очень удобно. Сам эти два я уже вряд ли бы выбрал. А уж никакие другие места порекомендовать и вовсе не могу — Черногория очень неровная по атмосфере, и, поехав, например, в город Бар, можно весьма разочароваться.

Из маршрутов никак нельзя пропустить подъем к мавзолею Негоша на одном из двух пиков горы Ловчен. От зáмка Котора это примерно 35 км пути с набором около 1600 м (4,5 % среднего градиента). Подъем приятный, мягкий, всего один значимый участок с уклоном больше 10 %. Сам мавзолей стóит посещения, а под ним есть видовой ресторанчик. Именно эта гора дала название Черногории — да и вообще, про историю этого места весьма интересно почитать.

Этот подъем стóит последующего спуска — на нём легко разогнаться больше 80 км/ч

Ну и напоследок: я не видел в Черногории ни одного приличного веломагазина или сервиса. Так что везите всё, что может понадобиться, с собой. Запасной петух, замок цепи, камеры/герметик, инструмент/насос и, конечно, колодки — каждый подъем заканчивается спуском. Ездите вниз аккуратно, это полезно для здоровья.

Эту статью я написал летом 2022 года — тогда еще не зная, что летом 2023-го наш белградский велоклуб DBB организует в Черногории кэмп. Пользуясь случаем, даю одноклубникам из VCC скидку 5%.
Статьи Александр Баранчиков