Журнал

Как проехать гравийную гонку и не умереть

Привет, я Вова. Гоняю с VCC, да и в целом на шоссейном велосипеде второй год. А еще у меня есть синглспид — в 2020 году я проехал на нем шесть грандтуров.


В том же году я поучаствовал в первой своей гравийной гонке — Sport Marathon Trail. По итогу на синглспиде занял третье место в категории гревел на дистанции 64 км — соревновался с ребятами на мультискоростных гревелбайках. А потом узнал про Reverse Race и подумал, что было бы классно в ней поучаствовать — стал морально готовиться к 100 + километрам гравийной трассы.

Фото Саши Тананова

Reverse Race — это ежегодная гравийная гонка, которая уже пять лет проходит в Ленинградской области. В этом году были две дистанции: на 110 и 170 километров. Последнюю я и выбрал, решив ее проехать на своем синглспиде — для таких велосипедов как раз была отдельная категория.

Подготовка к гонке


Какой-то определенной тренировочной программы у меня не было — я просто много катался, чтобы нарабатывать выносливость и силу. А технику езды по бездорожью я отработал на гравийных заездах Vélody, этого в принципе хватило.

Для гонки я поставил на свой синглспид 35-миллиметровую резину, а еще повесил на него две сумки: на руль и в треугольник рамы.

На маршруте были три пункта питания, но расстояние между ними было приличное. Поэтому я решил, что возьму с собой чего-нибудь перекусить. Вот что у меня с собой было:

  • Фляга с водой
  • Фляга с изотоником
  • Три геля SIS
  • Два батончика Corny
  • Пачка мишек Haribo

Кроме еды я захватил:

  • Запасную камеру
  • Насос
  • Мультитул
  • Монтажки
  • Ключ на 15
  • Спрей от насекомых

До Санкт-Петербурга я доехал налегке на поезде, а мои вещи довезли друзья. В Петербурге я пересел на электричку, а последние 30 километров до лагеря ехал своим ходом. Кстати, в поездке меня сопровождала моя жена. Она не участвует в гонках, но захотела меня поддержать — очень мотивирует на хороший результат.

Ну, поехали


Организаторы сделали совместный старт для дистанций на 110 и 170 километров, поэтому гонка началась достаточно сумбурно. Парень, стоявший передо мной, долго не мог встегнуться, поэтому стартовал я чуть позже, чем собирался.

В первые же 10 минут горло дико пересохло от пыли — велосипедисты впереди подняли такое облако, что было плохо видно трассу.

Фото Саши Тананова

Через несколько минут меня подрезали, и я вылетел с маршрута. Повезло, что не упал — умудрился проскочить между двумя деревьями. А когда я вернулся на трассу, то сразу попал на кочки. От тряски из нарульной сумки повылетали гели и батончики — пришлось останавливаться и подбирать (один гель я, кстати, так и не нашел).

И это все произошло в первые 15 минут гонки. Я понял, что дальше будет только «веселее».

После такого начала я летел со скоростью 30+ километров в час, чтобы нагнать упущенное на старте время. Ехал по лесным и грунтовым дорогам, песку — но даже на таком сложном рельефе умудрялся обгонять велосипедистов на своем сингле.

Через некоторое время я нагнал группу ребят, которые ехали в комфортном для меня темпе, и присоединился к ним. Но это продлилось недолго — темп могли держать не все. В итоге группа развалилась, и мы остались вдвоём. Чуть позже нас догнали ребята, которые до этого заблудились — с ними мы проехали километров 20. В какой-то момент я проскочил поворот. Моя группа уехала вперед, и я их уже не догнал.

Совсем один


В итоге я остался один. Больше всего я боялся заблудиться — из-за усталости и жары можно было не заметить разметку и легко проскочить нужный поворот. Но, к счастью, обошлось.

Фото Саши Тананова

А вот примерно на середине дистанции, где-то на 92–95-м километре, случилась неприятность — я упал. Слишком резво проезжал спуск, который заканчивался поворотом, и меня занесло на камнях. Сам я не пострадал, но велосипеду досталось.

Сломались две спицы на заднем колесе и одна — на переднем. Кроме того, после падения заднее колесо стало тереть о перья. Терло по-диагонали — с этим я, к сожалению, ничего не мог поделать, поэтому пришлось ехать так.

Я еле добрался до второго пункта питания — на 116-м километре трассы. Было тяжело, но девушки, которые кормили гонщиков, смогли меня воскресить глюкозой из ампул. Я перекусил, собрался с силами и поехал дальше.

Финишная прямая


До финиша оставалось 54 километра. Ехать уже совсем не хотелось, да и компании не было. Километров через десять мне улыбнулась удача: я нашел на трассе гель! Наверное, вселенная сжалилась и подарила его мне взамен потерянного на старте :)

Фото Саши Тананова

Отрезок от второго пункта питания и до финиша совпадал у гонщиков двух дистанций. На короткой было много ребят, которые приехали просто покататься и отдохнуть, поэтому они особо не спешили — и я их обогнал. Кстати, к этому времени я уже научился определять скорость по тому, как часто трется колесо о раму. Если частота снижалась, я начинал крутить усерднее.

Потом я доехал до третьего пункта питания. Сильно задерживаться там не стал и через несколько минут отправился дальше. До финиша оставалось всего 27 километров, и я доехал где-то за час. На самом деле, хорошо, что доехал — сил уже почти не осталось.


Внезапно оказалось, что я приехал первым среди ребят на синглспидах.

После гонки ребята устроили вечеринку, которая шла все выходные. Было много чего веселого, но про это расскажу как-нибудь потом.

Надо, наверное, подвести какой-то итог? Вот, что я понял:

  • Как бы сильно ты не готовился, трасса сильнее тебя.
  • Все, что 100 + километров по грунтам — на любителя.
  • Ребята на фиксах — просто монстры.
Вова Хмельницкий Статьи