В 2016 году компания Shimano выпустила серию шоссейного оборудования с литерой R. Задние переключатели этой серии оказались практически идеальными по качеству работы, комфорту использования и надёжности. А вот с передним японцы перемудрили.
Лучшее — враг хорошего
Передние переключатели предыдущего поколения были достаточно просты: рамка, направляющая цепь, вертикальный рычаг, к которому крепится трос, да несколько линков, соединяющих две детали в единый механизм.
В передних переключателях R-серии вместо старого доброго рычага установили увесистую конструкцию, слабым местом в которой стало место крепления скоростного троса. Он, выходя из-под кареточного узла, крепится под 90-градусным углом. Вот тут-то собака и зарыта — из-за этого страдает левый дуал.
Механизм дуалов чем-то похож на часовой: в нём много маленьких деталек, пружинок, шайбочек — всё это должно быть идеально упаковано и подогнано. А ещё внутри есть пластина, за которую крючками цепляются три пружинки. В какой-то момент крайняя выгибается и слетает со своего посадочного места.
Я пришел к выводу, что происходит это именно из-за переднего переключателя: пружинка испытывает избыточную нагрузку при переключении с малой на большую звезду системы именно из-за троса, который закреплен под прямым углом.
За годы работы с велосипедами я видел десятки заклинивших левых дуалов: 105, Ultegra, гидравлические, механические. У кого-то они выходили из строя через 50 километров эксплуатации нового велосипеда, у кого-то через 2 года. Объединяло их одно — они всегда стояли в связке с передним переключателем R-серии. И я не помню ни одного такого случая со старыми переключателями классической рычажковой схемы.
Что с этим делать
Есть два способа как отремонтировать такой заклинивший дуал: можно взять новую пружинку от дуала-донора, а можно вернуть выгнутую пружинку в изначальное положение, аккуратно расширив посадочное место в пластине.
Второй вариант далеко не самый лучший — «отремонтированный» дуал проживет от пары часов до пары недель, не больше.
Выводы
Для того, чтобы разобраться в проблеме передних переключателей R-серии надо проводить тесты и эксперименты — надеюсь, у кого-нибудь дойдут руки.
А пока настоятельно рекомендую при покупке нового группсета или велосипеда на R-серии сразу менять передний переключатель на FD-4700 или FD-6800. Это значительно дешевле, чем потратить 35 тысяч рублей на покупку нового гидравлического дуала.