Журнал

Чуйский тракт • Велотур по Горному Алтаю 3/3

Продолжение рассказа о велотуре по Горному Алтаю. Переходите по ссылке, чтобы вернуться к первой части или нажмите здесь, чтобы открыть вторую.

День 6

Заключительный заезд тура. Мы приближаемся к границе с Монголией.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Предполагалось, что маршрут будет примечательным из-за знаменитого «гейзерного озера». Оно круглое, насыщенного голубого цвета — но, по правде, это не гейзер, а песок и подземные источники. Озеро, конечно, красивое, но природа на маршруте затмила его.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Сначала из-за зеленых холмов появились высокие горы со снежными шапками, потом неожиданно «выросли» хвойные леса. Им на смену пришли цветные холмы, после которых начинается степь.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Было много разговоров по поводу дистанции. Изначально планировали проехать 85 км до поворота на турбазу, сделать петельку по степи и двигаться на ночевку.
Ребятам этого показалось мало. Они нашли кофейню в Кош-Агаче — городке почти у границы с Монголией. Получился такой спонтанный коферайд на 60 км по широкой степи. Молодая владелица кафе была очень удивлена группе велосипедистов в лайкре, но обрадовалась многочисленным заказам. Кофе и лимонады были особенно вкусными после жаркого дня на велосипеде. Исключительное завершение тура. Чуйский тракт покорен!

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Правда, все еще нужно вернуться на турбазу, 30 км. Напоследок ребята устроили демонстрацию скорости, пролетев степной участок под спуск быстрее алтайских птиц.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Последний сюрприз этого дня преподнесли «Яндекс.Карты» — оказалось, что турбаза находится на три километра дальше, чем отмечена на карте. И вместо 2 км пришлось проехать 5 по жуткому гравию и песку. Ни один велосипед не пострадал, но это было волнительно. Успокоил душу горячий ужин и баня на берегу реки Чаганки.

День 7

От границы теперь нужно было вернуться к месту первой ночевки, недалеко от аэропорта.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

До завтрака участники пошли к «Марсу» — местной достопримечательности, горному массиву инопланетного цвета. На полпути выяснилось, что «Марса» тут два, даже три, и нужен целый день на их изучение. В итоге ребята находили 13 км пешком, и их пришлось эвакуировать на машине в несколько заходов. Завтрак к тому моменту остыл, но все равно пришелся кстати.

У выезда на трассу ждал микроавтобус с велоприцепом —загрузились и поехали.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Дорога предстояла долгая, зато появилась отличная возможность рассмотреть пройденный маршрут еще раз, как на ускоренной перемотке. В автобусе было время подремать, обсудить прошедшие дни и перебрать фотографии. А на финише нас ждал горячий ужин и мягкие кровати.


Почему стоит проехать Чуйский тракт на велосипеде?


В конце хочется подвести итоги и ответить на вопрос, почему каждому велосипедисту стоит побывать на Чуйском тракте?

На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Природа
  • Горы. Кому-то может показаться, что высоты до 1 800 м — это не очень интересно, но в случае Алтая ценно разнообразие. В отчете рассказали, как заросшие лесом холмы переходят в серые скалы и обратно, как растут на горизонте снежные хребты. Это нужно увидеть самому, словами не передать.
  • Реки. Быстрые, шумные и разноцветные. Катунь, Чуя и множество мелких рек сопровождали нас весь тур. Ночевали на берегу и купались после жаркого дня. Рассматривали их с высоты и ходили по кромке. Реки будто нитями соединяют части нашего путешествия.
  • Степи. Они показались только в последние пару дней, но изменили картину до неузнаваемости. Алтайские степи меняют цвета по мере продвижения, блестят водоемами, изгибают дорогу и меняют высоту.
  • Животные. Мы каждый день встречали стада коров, овец и лошадей посреди дороги. В траве бегали суслики, в небе летали коршуны, в реках водилась рыба. На Алтае повсюду жизнь. Человек кажется гостем, который просто пришел пожить рядом.


На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Маршрут
  • Асфальт. Для шоссейного велосипеда, кажется, есть только один вариант — ехать по Чуйскому тракту. Его более чем достаточно для насыщенного путешествия, но это не единственный вариант. Есть еще Чемальский и Айский тракты с ровным асфальтом и ряд дорог поменьше.
  • Гревел. Для катания по пересеченной местности вариантов больше. Сеть грунтовых дорог и горных троп позволяет спланировать маршрут любой длины и сложности. Можно даже проехать по старому Чуйскому тракту — тому самому пути, по которому сотни лет назад ходили торговые караваны.
  • Рельеф. Чуйский тракт почти не бывает плоским. Два высоких перевала и бесконечные подъемы — испытание даже для самого сильного велосипедиста. Но важно помнить, что после каждого подъема будет быстрый спуск.
  • Инфраструктура. Кафе, рестораны и рынки не оставят вас голодными в пути. На многочисленных турбазах и в гостиницах всегда можно найти ночлег. Местные жители, конечно, удивляются велосипедистам, но встречают всегда тепло и приветливо


На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

Культура
  • Памятники истории. На пути мы встретили древние монументы, петроглифы, погребальные курганы — свидетельства древней истории края. В то же время повсюду следы советского времени и современных преобразований. История этих мест сложная и не всегда радостная, но о ней хочется узнать побольше.
  • Традиции. Местные жители сохраняют свои традиции и быт по сей день. На турбазах строят аилы и монгольские юрты, где можно спать большой группой. Повсюду в оформлении используются традиционные узоры. Алтайский язык используется наравне с русским. Если отбросить туристическую мишуру, откроется несколько тысяч лет самобытной культуры.
  • Кухня. К сожалению, нам не удалось попробовать много традиционных блюд, только поели мясо марала— сушеное и в супе. Точно нужно вернуться и продолжить.


На велосипеде по Чуйскому тракту • 3/3

В этом туре каждый нашел для себя что-то свое. Кто-то осваивал высокие скорости и учился ездить в группе, кто-то не спеша фотографировал окрестности и нырял в реки, кто-то побеждал страхи и ставил рекорды.

Такое путешествие хочется разделить с единомышленниками, хочется поделиться красотой Алтая, поэтому мы скоро вернемся на Чуйский тракт – с 20 по 27 августа. Присоединяйтесь.

Фотографии: Андрей Авакян
Чуйский Андрей Комов Актуальное