Журнал

Как я перестал бояться и полюбил велотрек

Первый нормальный велосипед я купил себе в 2013 году. Это был синглспид Fuji Feather с флип-флоп втулкой, матово-черный и очень красивый. Практически сразу я переставил колесо фиксированной стороной, снял тормоза и начал так кататься. Через пару лет я переехал с ним в Москву и влился в местную фиксерскую тусовку.

В группах и чатах часто говорили про велотрек в Крылатском. Туда отправляли, если нужно было найти редкую деталь или трековую раму, а кто-то там даже тренировался. Я очень хотел там побывать, но мне было стыдно идти в этот храм спорта со своим бюджетным фиксом.

Велотрек “Крылатское” открыли в 1979 году к Олимпийским играм в Москве. 
На тот момент это был один из самых быстрых треков в мире. Википедия пишет, что за 20 лет на нём установили 200 мировых и европейских рекордов.

Пару лет назад я продал свой Fuji и пересел на шоссейный велосипед. Сначала катался сам, а в прошедшем сезоне съездил с Vélody в Карелию и начал участвовать в заездах. 

Когда наступила осень, я стал думать, как сохранить форму. Участники клуба массово пересаживались на станки, а я не мог определиться, нужен ли он мне или нет. Пока я решался, Vélody объявил, что в межсезонье запускает тренировки на велотреке. Я очень удивился, потому что считал, что на велотрек пускают только на, ну, трековых велосипедах. А тут, оказывается, можно на шоссе. И я решил попробовать.

Действительно, на велотрек пускают с шоссейным велосипедом, но есть ряд правил. Покрышки не должны быть шире 25 миллиметров, велосипед должен быть идеально чистым, а ездить можно только по горизонтальным дорожкам. При этом вы должны быть в форме, контактах и шлеме. Ещё советую взять велосипедные очки, потому что встречный ветер может помешать.

Тренировки на треке для нашего клуба проводит Александр Сурков – мастер спорта по шоссе и треку и чемпион России. Мы договорились с ним о времени, я забрал велосипед в мастерской Vélody и пошёл на трек. Саша ждал меня в фойе. Я переоделся в форму, взял шлем, подкачал колеса, и мы отправились на полотно.

Как всё устроено


Велотрек разделён на полосы: какие-то горизонтальные, а какие-то идут под углом. 

Гонка на велотреке в Крылатском. Фото М. Боташёва. 1980 год. Главархив Москвы.

На фотографии видно, что после лазурной полосы полотно начинает изгибаться вверх. Под таким углом и катаются трековые велогонщики. На шоссейном велосипеде туда нельзя, потому что каретка расположена слишком низко – педали будут задевать покрытие. 

Зато можно ездить в зелёной зоне. Она разделена на три полосы:

  • Полоса слева проходит у ограждения, отделена красной линией. Она узкая и не предназначена для того, чтобы по ней катались. С неё выезжают на полотно, на ней стоят и отдыхают.
  • Дальше идёт самая широкая полоса, между красной и голубой линией. На ней велосипедисты раскатываются и закатываются, скорость не выше 25 километров в час.
  • После неё идёт полоса поуже – от голубой и до лазурной. На ней уже держат скорость 25-30 километров в час.

Ещё есть лазурная полоса. Она крайняя для шоссейного велосипеда, после неё начинается градиент. На неё мы заезжали на скорости 30+ километров в час, а на прошлой тренировке я разогнался до 43.

Красная линия – это граница первой полосы, а синяя (под топтьюбом) – второй.

Тренировка


Тренировка началась с разминки. Мы с Сашей поехали по самой широкой полосе. В это время он расспросил меня про опыт катания и оценил, как я сижу на велосипеде. Оказалось, что посадка у меня неправильная и мне нужно на байкфит (что я потом и сделал). 

После нескольких кругов мы начали набирать скорость. Сначала перешли на третью полосу, а спустя некоторое время выехали на лазурную. Было немного стрёмно, потому что эта полоса очень узкая, а в десяти сантиметрах справа уже катаются трековые велосипедисты, которые едут заметно быстрее тебя. Кроме того, на поворотах меня с непривычки выносило на трековые дорожки. Но через несколько кругов я понял принцип – нужно перестать фокусироваться на поворотах и представить, что ты едешь прямо. А ещё по центру “лазурки” есть специальная выемка, которая помогает ехать ровно. Через несколько кругов у меня стало получаться, и я перестал вылетать на поворотах.

После передышки мы начали работать в сменах: два круга впереди ехал Саша, потом два круга – я. И так по очереди. В тот момент я понял, насколько проще сидеть у кого-то на колесе. Последние 10-15 минут тренировки мы замедлялись, нарезая круги по широкой полосе. 

А что в итоге


На этой тренировке я так фокусировался на технике, что совсем не обращал внимания на свои ощущения. Удивительно, но мне показалось, что я вообще не устал. Правда, в раздевалке я с трудом попал ногой в штанину, но это всё наверняка от избытка эмоций. На следующий день, конечно, всё прояснилось – тело приятно ломило, а я был сонный и постоянно хотел есть. Тренировка была плодотворной. 

После того раза я дважды ходил на трек, и буду ходить ещё. Мне дико понравилось ощущение скорости и атмосфера этого места. И здорово, что за мной следит тренер, который объяснит, что делать, и расскажет, что надо исправить. Оказалось, что тренироваться на треке совсем не страшно.
Главная Дмитрий Лазарев Статьи